aiat_imamat (aiat_imamat) wrote,
aiat_imamat
aiat_imamat

ИМАМАТ В КОРАНЕ. АНАЛИЗ АЯТОВ


               http://cs317528.userapi.com.external.v2.obhodilka.ru/v317528357/313a/9aMHgzRfLn4.jpg

В Священном Коране слово امام («имам») и его множественное число ائمّه («аимма» - имамы) встречается символическое число - 12 раз; из них семь раз в единственном числе и пять – во множественном. Это слово используется в Коране в следующих смыслах:



1.     Имам как начало всех вещей и вместилище знаний обо всех вещах (один раз):

وَكُلَّ شَيْءٍ أحْصَيْنَاهُ فِي إِمَامٍ مُبِينٍ

«И Мы сочли всякую вещь в очевидном Имаме» (Йа Син, аят 12).

2.     2. Имам как дорога и путь (один раз):

وَ إِنَّهُما لَبِإِمامٍ مُبِينٍ

«И оба они – на явном пути (имам)» (Хиджр, аят 79).

3.    



3. 3. Имам как образец для верного руководства, наставление, Писание (два раза):

وَ مِنْ قَبْلِهِ كِتابُ مُوسي إِماماً وَ رَحْمَةً

«И прежде него – книга Мусы имамом и милостью» (Пески, аят 12; Худ, аят 17).

 

4.     4. Имам как предводитель людей, ведущий их по прямому пути (пять раз):

قالَ إِنِّي جاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِماماً

«Сказал Он: “Я сделаю тебя (Ибрахима) Имамом для людей”» (Корова, аят 124).

وَ جَعَلْناهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنا

«И Мы сделали их Имамами, ведущими по Нашему повелению» (Поклон, аят 24; Пророки, аят 73).

وَنُرِيدُ أَن نَّمُنَّ عَلَى الَّذِينَ اسْتُضْعِفُوا فِي الْأَرْضِ وَنَجْعَلَهُمْ أَئِمَّةً وَنَجْعَلَهُمُ الْوَارِثِينَ

«Мы пожелали оказать милость тем, которые были угнетены на земле, и сделали их Имамами, и сделали их наследниками» (Рассказ, аят 5).

الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَاماً

«Те, которые говорят: “Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас имамом для богобоязненных”» (Различение, аят 74).

 

5.     5. Для характеристики предводителей грешников, ведущих их к Огню (два раза):

وَجَعَلْنَاهُمْ أَئِمَّةً يَدْعُونَ إِلَى النَّارِ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ لَا يُنصَرُونَ

«И сделали Мы их имамами, которые призывают в Огонь, и в день воскресения не будет им помощи» (Рассказ, аят 41).

فَقَاتِلُواْ أَئِمَّةَ الْكُفْرِ

«Сражайтесь с имамами неверия» (Покаяние, аят 12)

 

6.     6. Для характеристики предводителей как веры, так и неверия, в Судный День (один раз):

يَوْمَ نَدْعُوا كُلَّ أُناسٍ بِإِمامِهِمْ

«В тот День Мы призовем всех людей с их имамом» (Перенес ночью, аят 71).

 

Арабское слово «имам» является производным от глагола اَمّ (амма), имеющего два значения – с одной стороны, «стремиться к чему-то, направляться к чему-то», с другой – «стоять, быть впереди, предводительствовать». Однокоренными со словом «имам» (производными от того же корня) являются такие слова, как «умм» («мать», «основа», «источник»), «умма» («община», «народ»), «амама» («перед», «впереди»), «амами» («передний», «передовой») и другие.

Если посмотреть внимательнее, то слово «имам» заключает в себе оба смысла глагола «амма», от которого является производным: с одной стороны, «имам» - это то, к чему (или кому) стремятся, на что обращают внимание и к чему прислушиваются; с другой стороны, «имам» - это тот, кто предводительствует, стоит впереди.

Из приведенных аятов Корана следует, что наиболее общим значением слова «имам» в священной Книге является тот или то, что направляет, руководит, является образцом – как человек или как книга.

Также следующий момент является важным: Имам в Исламе, если он является образцом для праведной жизни, должен обладать одним условием – быть назначенным Самим Богом (а не людьми), ибо сказано: «Я (то есть Аллах) сделаю тебя Имамом для людей» и «Мы (то есть Аллах) сделали их Имамами». Нигде в Коране не говорится, что некто стал Имамом без прямого указания Аллаха и Его назначения.

Напротив, «имамы огня», как Фараон, - это и есть продукт выбора самих людей,  признания и назначения со стороны людей, а не Бога. Ведь Фараон говорит, обращаясь к своему народу: «О народ мой! Разве не у меня власть над Египтом, и эти реки текут подо мной? Разве вы не увидите?» (Украшения, аят 51). Этот аспект очень важен, поскольку он многое проясняет из истории Ислама. Достаточно простого внимания к Корану, чтобы отделить истину от лжи в вопросе об «избрании халифа» после смерти Пророка (да будет мир над ним и родом его!).

Фараон, «имам Огня» - это продукт избрания со стороны самих людей и со стороны самого себя, вопреки Божественной воле. Поэтому Имам Садык (А) сказал о первых двух «халифах»: اماما اهل النار   - «Они – имамы Огня» и процитировал аят Корана: «Мы сделали их имамами, которые призывают в Огонь» (Рассказ, аят 41).

Второе важное условия бытия Имамом: очищение от грехов и непорочность (маасум, исмат). Ибо в Коране полный аят о назначении Ибрахима (А) Имамом звучит так:

«И вот, Господь испытал Ибрахима повелениями, и потом завершил их. Он сказал: "Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом". Он сказал : "И из моего потомства?" Он сказал: "Завет Мой не объемлет угнетателей (залимин)”» (Корова, аят 124).

Инами словами, тот, кто сделал малейший грех, угнетение (зульм – отсюда залимин) по отношению к себе или к другим – такой не может быть Имамом: «Завет Мой не объемлет угнетателей». Имамом является только непорочный.

Из исследования и сопоставления приведенных аятов выясняется, что любой человек, которого называют Имамом в смысле предводителя людей обязан обладать следующими качествами:

1.     1. Непорочность, очищенность от грехов – согласно приведенному только что далилю.

2.     2. Терпение (сабр), ибо сказано: «И Мы сделали их Имамами, ведущими по Нашему велению, потому что они терпели…» (Поклон, аят 24).

3.     3. Уверенность (йакын) – «…и были уверены в Наших знамениях» (Поклон, аят 24).

Так же про Ибрахима говорится, что прежде достижения им Имамата - وَ كَذلِكَ نُرِي إِبْراهِيمَ مَلَكُوتَ السَّماواتِ وَ الْأَرْضِ وَ لِيَكُونَ مِنَ الْمُوقِنِينَ – «Мы показали Ибрахиму царство (малакут) небес и земли, чтобы он был из уверенных» (Скот, аят 75).

Из этого аята также следует, что тайны (батын) и истина (хакикат) небес и земли открыты для тех, кто достиг положения Имамата, и для них с разрешения Аллаха не существует ничего скрытого.

4.     4. Назначение со стороны только Бога, а не людей – согласно аргументу, который также был приведен выше.

5.     5. Руководство людьми на пути Истины, дабы они шли по верной дороге к счастью в обоих мирах. Имам руководит не от себя, но получает указания непосредственно от Бога, то есть его руководство является Божественным руководством: «И Мы сделали их Имамами, которые ведут по Нашему повелению (амр)» (Поклон, аят 12; Пророки, аят 73).

Тот мир, из которого Имам получает указания (амр) – это и есть мир малакут (мир царства или власти), о котором говорилось в приведенном выше аяте об Ибрахиме (А). О нем также сказано: إِنَّما أَمْرُهُ إِذا أَرادَ شَيْئاً أَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ ـ فَسُبْحانَ الَّذِي بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْ‏ءٍ وَ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ (Йа Син, аят 82-83) – «Его приказ, когда Он желает чего-нибудь - только сказать Ему: "Будь!" - и оно бывает. Хвала же Тому, в руке Которого царство (малакут) над всеми вещами, и к Нему вы будете возвращены!»

Согласно этим аятам, которые также следует сопоставить с аятом «И Мы сочли всякую вещь в очевидном Имаме» из той же суры «Йа Син» (аят 12), Имам является тем, кто присоединен к миру малакут и оттуда направляет мироздание и руководит человечеством, указуя ему его предельную цель – познание Бога и достижение конечного счастья и величия в обоих мирах.

6.     6. Имам – это посредник, проводник милости и благ от Бога к людям во всех их делах, таких как совершение добра, выполнение молитвы, выплата закята и другое поклонение (ибадат), потому что сказано: «جَعَلْناهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنا وَ أَوْحَيْنا إِلَيْهِمْ فِعْلَ الْخَيْراتِ وَ إِقامَ الصَّلاةِ وَ إِيتاءَ الزَّكاةِ وَ كانُوا لَنا عابِدِينَ» - «Мы сделали их Имамами, ведущими по Нашему повелению, и внушили им совершение добрых дел, выполнение молитвы, выплату закята, и были они Нам поклоняющимися» (Пророки, аят 73).

То есть указанные дела выполняются через Имама, как явствует из прямого смысла арабского аята.

Итак, мы приходим к результату, что только на основании анализа прямых и буквальных смыслов Корана, без прибегания к хадисам, выясняется следующее:

 Имамат есть высочайшее положение руководства людьми, которого достигали только немногие из Пророков, потому что в 24 аяте суры «Поклон» стоит слово منهم – «из них», то есть – только некоторые из них, из Пророков: «И Мы сделали из них Имамов, ведущих по Нашему повелению». Также Ибрахим сначала был Пророком, и только потом – после испытаний и проверки – Аллах сделал его Имамом («Я сделаю тебя Имамом для людей»).

Имам – тот, кто обладает непорочностью и святостью, полностью защищен от грехов, имеет высший предел терпения (сабр) и уверенности (йакын); ему открыто царство небес и земли (малакут), и он осведомлен о скрытых делах людей. Их благие дела поэтому также исполняются и принимаются Аллахом только через посредство Имама.

Положение Имамата является последней ступенью пути совершенствования человека и, по выражению Корана, оно суть Ахд (Завет) Бога, который Он дает только избранным, по Своему предопределению и знанию, а не в соответствии с мнением, советом или выбором людей. Даже Посланник Аллаха (С) не в состоянии от себя назначить Имама, потому что такое назначение – привилегия одного Господа.

Имамат не является также всего лишь внешним религиозным руководством, но имеет отношение к управлению мирозданием в целом. Имамат есть средство реализации плана Всевышнего относительно творения, программа воспитания душ и достижения совершенства как во внешнем смысле (захир), так и во внутреннем (батин).



Tags: ИМАМАТ В КОРАНЕ. АНАЛИЗ АЯТОВ
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments